Краткое обоснование значимости инновационного проекта (программы) для развития региональной системы образования
Персонализированная модель образования (ПМО) – одна из тех образовательных моделей, которая способна эффективно применяться в современной школе, это подход к организации учебного процесса, где у учащихся есть выбор, чему, как и у кого учиться, им предоставляется возможность самостоятельно планировать, контролировать и оценивать собственные цели и результаты, развиваясь в своём темпе. При этом помимо предметных навыков у детей формируются «гибкие» навыки.
В российском образовании идет постепенное внедрение профессионального стандарта педагога, в основу которого заложено развитие профессиональных компетенций педагога. Программа МАОУ СОШ №20 г. Липецка «Педагогические технологии в реализации Персонализированной модели образования» направлена на повышение качества образования в школе путем развития внутри школы системы профессионального роста учителя при реализации персонализированной модели образования.
Специфику реализации персонализированного подхода в образовании составляют:
— деятельностный характер образовательной деятельности, означающий, что обучающийся выступает как активный субъект деятельности, анализирующий проблемные ситуации, формирующий задачи, апробирующий пути и способы их решения;
— целостность, предполагающая соподчиненность целей, задач, содержания образования индивидуализированной системе обучения;
— модульность;
— создание персонализированной образовательной ситуации.
Базовые принципы персонализированной модели образования:
— развитие личностного потенциала: самооценка важнее внешней оценки;
— результативное использование учебного времени, отказ от неэффективных образовательных технологий;
— синергия образовательного сообщества всех субъектов образовательных отношений.
Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе, но, чтобы вырастить новое поколение детей, педагог должен быть другой формации. Он сам должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске, заниматься самообразованием. Современный учитель должен быть эрудированным, обладать развитым интеллектом, общей культурой личности, быть открытым в общении и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей. Именно на этом строится любая педагогическая технология и тем более такая новая и сложная, как внедрение персонализированной модели образования.
Применение информационных технологий значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учения, активно вовлекать, погружать учащихся в учебную деятельность, расширять наборы применяемых учебных задач, повысить самоконтроль, формировать у учеников рефлексию своей деятельности и открывать новые возможности развития субъект — субъектного взаимодействия в образовательном процессе школы. Универсальные возможности информационных технологий позволяют включать их в качестве средства обучения практически по всем предметам и курсам обучения.
В связи с этим меняются квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции. ПМО усиливает требования к профессиональным качествам педагога.
На основании всего вышесказанного мы можем сформулировать цели и задачи Программы «Педагогические технологии в реализации Персонализированной модели образования».
Цель деятельности:
— повышение качества образования в школе;
— подготовка педагогов для работы в Персонализированной модели образования.
Задачи деятельности:
- повышение профессиональной компетентности учителя;
- создание модели методической службы, направленной на становление учителя эрудиционного типа, имеющего мировоззренческую, психологическую, дидактическую, частнометодическую, воспитательную подготовку, знаниями и опытом деятельности в сфере информационных и коммуникационных технологий, владеющего педагогическими техниками;
- составление дорожной карты внедрения персонализированной модели образования для каждого учителя.
Кадровые условия:
В школе работают 74 учителя. Все учителя имеют высшее педагогическое образование и преподают предметы в соответствии с профилями.
Все члены администрации имеют дополнительное образование по направлению «Менеджмент в образовании», что соответствует квалификационным требованиям к занимаемой должности.
50% педагогического коллектива имеют высшую квалификационную категорию, первую квалификационную категорию имеют 26% учителей. 24% не имеют категории – это молодые учителя.
Материальная база:
Виды учебных помещений, используемых для реализации образовательных программ:
Помещение | Кол-во |
Кабинет физики | 2 |
Кабинет химии | 1 |
Кабинет биологии | 2 |
Кабинет математики | 4 |
Кабинет русского языка | 5 |
Кабинет истории | 2 |
Кабинет географии | 1 |
Кабинет информатики | 2 |
Кабинет иностранного языка | 4 |
Кабинет музыки | 1 |
Кабинет технологии | 3 |
Кабинет ОБЖ | 1 |
Кабинет ГПД | 1 |
Кабинет начальной школы | 14 |
Спортивный зал | 2 |
Тренажерный зал | 2 |
Кабинет хореографии | 1 |
ИЗОстудия | 1 |
Конференц-зал | 1 |
Все помещения школы на 100% оснащены мебелью, компьютерным оборудованием, лабораторным оборудованием и иным оборудованием в соответствии с профилем помещения, а также наглядно-методическими пособиями по предметам.
Средства контроля:
- персональный мониторинг внедрения ПМО;
- сравнение плановых достижений дорожной картой по школе с фактическими.
Рабочая группа реализации инновационного проекта «Педагогические технологии в Персонализированной модели образования»:
— Зацепина В.В., руководитель проекта (Электронная почта: sc20lip@schools48.ru; телефон: 38-24-00);
— Петин П.С., методист, учитель информатики;
— Крушинская Е.И., учитель русского языка и литературы;
— Насонова Е.В., учитель математики;
— Дручинина Е.И., учитель истории и обществознания;
— Фурлова О.И., учитель истории и обществознания;
— Толстых А.Е., учитель истории и обществознания.
Нормативно-правовые документы: