Краткое обоснование значимости инновационного проекта (программы) для развития региональной системы образования
Персонализированная модель образования (ПМО) – одна из тех образовательных моделей, которая способна эффективно применяться в современной школе, это подход к организации учебного процесса, где у учащихся есть выбор, чему, как и у кого учиться, им предоставляется возможность самостоятельно планировать, контролировать и оценивать собственные цели и результаты, развиваясь в своём темпе. При этом помимо предметных навыков у детей формируются «гибкие» навыки.
В российском образовании идет постепенное внедрение профессионального стандарта педагога, в основу которого заложено развитие профессиональных компетенций педагога. Программа МАОУ СОШ №20 г. Липецка «Педагогические технологии в реализации Персонализированной модели образования» направлена на повышение качества образования в школе путем развития внутри школы системы профессионального роста учителя при реализации персонализированной модели образования.
Специфику реализации персонализированного подхода в образовании составляют:
— деятельностный характер образовательной деятельности, означающий, что обучающийся выступает как активный субъект деятельности, анализирующий проблемные ситуации, формирующий задачи, апробирующий пути и способы их решения;
— целостность, предполагающая соподчиненность целей, задач, содержания образования индивидуализированной системе обучения;
— модульность;
— создание персонализированной образовательной ситуации.
Базовые принципы персонализированной модели образования:
— развитие личностного потенциала: самооценка важнее внешней оценки;
— результативное использование учебного времени, отказ от неэффективных образовательных технологий;
— синергия образовательного сообщества всех субъектов образовательных отношений.
Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе, но, чтобы вырастить новое поколение детей, педагог должен быть другой формации. Он сам должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске, заниматься самообразованием. Современный учитель должен быть эрудированным, обладать развитым интеллектом, общей культурой личности, быть открытым в общении и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей. Именно на этом строится любая педагогическая технология и тем более такая новая и сложная, как внедрение персонализированной модели образования.
Применение информационных технологий значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учения, активно вовлекать, погружать учащихся в учебную деятельность, расширять наборы применяемых учебных задач, повысить самоконтроль, формировать у учеников рефлексию своей деятельности и открывать новые возможности развития субъект — субъектного взаимодействия в образовательном процессе школы. Универсальные возможности информационных технологий позволяют включать их в качестве средства обучения практически по всем предметам и курсам обучения.
В связи с этим меняются квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции. ПМО усиливает требования к профессиональным качествам педагога.
На основании всего вышесказанного мы можем сформулировать цели и задачи Программы «Педагогические технологии в реализации Персонализированной модели образования».
Цель деятельности:
— повышение качества образования в школе;
— подготовка педагогов для работы в Персонализированной модели образования.
Задачи деятельности:
- повышение профессиональной компетентности учителя;
- создание модели методической службы, направленной на становление учителя эрудиционного типа, имеющего мировоззренческую, психологическую, дидактическую, частнометодическую, воспитательную подготовку, знаниями и опытом деятельности в сфере информационных и коммуникационных технологий, владеющего педагогическими техниками;
- составление дорожной карты внедрения персонализированной модели образования для каждого учителя.